Задвижка на чертежах⁚ что это такое?
Задвижка на чертежах ‒ это условное обозначение трубопроводной арматуры, предназначенной для полного перекрытия потока рабочей среды. Она изображается в виде прямоугольника с двумя круглыми отверстиями по бокам, символизирующими проход рабочей среды.
Определение и назначение
Задвижка – это вид трубопроводной арматуры, предназначенный для полного перекрытия потока рабочей среды в трубопроводе. Она представляет собой запорный орган, который перемещается перпендикулярно направлению потока, блокируя проход рабочей среды. Задвижки широко применяются в различных отраслях промышленности, включая нефтегазовую, химическую, энергетическую, водоснабжение и канализацию, а также в системах отопления и вентиляции.
Основное назначение задвижки – это управление потоком рабочей среды, то есть ее включение и выключение. Она может использоваться для полного перекрытия потока, для регулирования его интенсивности, для предотвращения обратного потока рабочей среды, а также для аварийного отключения трубопровода.
Задвижки отличаются от других типов запорной арматуры, таких как краны или вентили, своим простым устройством, надежностью и долговечностью. Они также обладают высокой герметичностью, обеспечивая полное перекрытие потока рабочей среды при закрытом положении.
Типы задвижек
Существует множество типов задвижек, которые классифицируются по различным признакам, таким как конструкция запорного органа, материал изготовления, способ управления, область применения и т.д.
- По конструкции запорного органа задвижки делятся на клиновые, параллельные, шиберные, дисковые и другие. Клиновые задвижки имеют запорный орган в виде клина, который перемещается по направляющим, перекрывая проход рабочей среды. Параллельные задвижки имеют запорный орган в виде двух параллельных пластин, которые при движении в вертикальной плоскости перекрывают проход рабочей среды. Шиберные задвижки имеют запорный орган в виде шибера, который перемещается по направляющим, перекрывая проход рабочей среды. Дисковые задвижки имеют запорный орган в виде диска, который вращается вокруг своей оси, перекрывая проход рабочей среды.
- По материалу изготовления задвижки могут быть стальные, чугунные, бронзовые, латунные, пластиковые и т.д. Выбор материала зависит от условий эксплуатации, таких как температура, давление, агрессивность рабочей среды и т.д.
- По способу управления задвижки могут быть ручные, электрические, пневматические, гидравлические и т.д. Ручные задвижки управляются вручную с помощью маховика или рукоятки. Электрические задвижки управляются с помощью электропривода. Пневматические задвижки управляются с помощью пневматического привода. Гидравлические задвижки управляются с помощью гидравлического привода.
Выбор типа задвижки зависит от конкретных условий эксплуатации, таких как рабочее давление, температура, агрессивность рабочей среды, тип трубопровода, способ управления и т.д.
Условные обозначения на чертежах
На чертежах задвижки обозначаются условными знаками, которые позволяют быстро и точно определить тип арматуры, ее основные характеристики и конструктивные особенности. Стандартные условные обозначения задвижек в чертежах регламентируются ГОСТами и отраслевыми стандартами.
Основные элементы условного обозначения задвижки на чертеже⁚
- Прямоугольник ー обозначает корпус задвижки.
- Круглые отверстия по бокам прямоугольника ‒ символизируют проход рабочей среды через задвижку.
- Линия, соединяющая отверстия ‒ показывает направление потока рабочей среды.
- Дополнительные элементы ー могут обозначать тип запорного органа, материал изготовления, способ управления, диаметр прохода, рабочее давление, температуру и другие характеристики задвижки.
Например, на чертеже может быть указан тип задвижки (клиновая, параллельная, шиберная, дисковая), материал изготовления (сталь, чугун, бронза, латунь), способ управления (ручной, электрический, пневматический, гидравлический), диаметр прохода (DN), рабочее давление (PN), температура (t) и другие характеристики.
Использование условных обозначений позволяет упростить и стандартизировать чертежи, облегчить их восприятие и понимание, а также обеспечить единообразие в документации.