Покой нам даже не снится. Все больше кошмарики одолевают. Прошедшая неделя снова выдалась на редкость турбулентной для мировой экономики. В игре в “обложи партнера тарифами, да покрепче”, начались новые раунды.
“Взаимные тарифы” в размере до 50%, которыми американский президент попытался озаботить чуть ли не весь мир, оказались уж слишком забористыми. Мало того, что нефть провалилась ниже отметки $60 за баррель, так еще и просели курсы акций на нью-йоркской бирже, а доллар подешевел по отношению к большинству валют, не исключая рубль.
Одни только китайцы поначалу уронили свой юань до самой низкой отметки с 2007 г., но затем все-таки прикрутили его обратно. Все-таки, наверное, не стоит так открыто дразнить гегемонистых. И так по тарифам счет пока что 145:125 в пользу США, но тут наступили выходные, и стороны взяли тайм-аут. Тем более, что Штаты объявили о 90-дневной отсрочке для прочих стран.
Вообще, всем надо брать пример с мирового рынка стали. На потрясения последних нескольких недель он реагирует с философским спокойствием. Ценовые изменения на нем незначительные. Да, на китайском внутреннем рынке произошел спад. Но котировки там все-таки удержались от обвала ниже показателей сентября прошлого года. На экспорте все осталось примерно на том же уровне.
Безусловно, в этой стабильности нет ничего хорошего, потому что она обусловлена низким спросом во всех без исключения регионах. Все ждут хоть какой-то определенности, но она никак не наступает. Решения принимаются в режиме бешеного пулемета и тут же корректируются или отменяются.
Может быть, американский президент желает лишь немного переписать правила международной торговли в пользу Штатов, да вернуть в страну производственные мощности. А что начинает переговоры с удара чем-то тяжелым по башке потенциального партнера — так это у него стиль такой. Однако не исключено, что результатом этой “торговли в стиле бац” станут некоторые необратимые изменения.
В частности, в США и Евросоюзе при торговле стальной продукцией планируется ввести новые правила определения страны происхождения товара. Теперь решающим критерием становится место выплавки стали. То есть, турецким компаниям уже нельзя будет приобретать, например, китайский или российский горячекатаный прокат и даже слябы, изготовлять из них оцинковку и экспортировать ее в Евросоюз.
Распространение этого принципа в широких масштабах может весьма существенно повлиять и на международную торговлю, и на промышленность. И одним прокатом это не ограничится. Есть данные, что подобный прием китайцы собираются применять к микроэлектронике, что даст им возможность покупать чипы американских компаний, реально изготовленные на Тайване.
Можно сказать, что простое, на первый взгляд решение американского президента о повышении импортных пошлин открыло столько “Ящиков Пандоры”, что даже понимать последствия этого шага придется не один год.
Нынешняя экономическая модель глобальной экономики базировалась на очень широкой международной кооперации. Сейчас по этой конструкции нанесли несколько ударов простым бесхитростным ломиком. И очень многое придется собирать заново и по-новому.
Россия пока находится достаточно далеко от эпицентра этого кризиса. Для нас все уже произошло еще в 2022 г. Но зато хватает внутренних проблем. Экономика уткнулась в тупик. Инфляция не снижается, а даже понемногу растет. Центральный банк оказался в самой неприятной ситуации, когда надо либо признать ошибку, каковая, как известно, хуже преступления, либо и дальше гнуть прежнюю линию, хотя кривая все никак не вывозит и вообще сворачивает не туда.
В конце прошлого года ЦБ получил карт-бланш, пообещав, что пик инфляции придется на март-апрель, а затем она пойдет на спад. Апрель уже дошел почти до середины. Вероятно, скоро опять придет время задавать неприятные вопросы…
Впрочем, никак нельзя сказать, что в российской экономике так всем плохо. Прошедшие на прошлой неделе в прекрасном городе Санкт-Петербурге Конгресс сталеплавильщиков и производителей металла и Международная конференция “Нержавеющая сталь и российский рынок” продемонстрировали, что многие компании, выполняющие важные задачи для страны, продолжают успешно развиваться, ставят новое оборудование, осваивают выпуск новых видов продукции.
По данным ассоциации “Спецсталь”, реальное потребление нержавеющей стали в России в 2024 г. незначительно прибавило по сравнению с прошедшим годом несмотря на все экономические трудности. При этом, отечественные машиностроители просто ждут — не дождутся запуска нового завода Русской нержавеющей компании. На него возлагается столько надежд, что заявленная мощность 500 тыс. т в год может сразу же оказаться недостаточной. И вообще, в листовом секторе еще есть, куда расширяться.
Да и не только в листовом. Один производитель спецсталей в последнее время трудится в режиме 24/7, делая перерывы только на переналадку. Другое предприятие старается зарекомендовать себя как поставщик высокоспециализированной малотоннажной продукции. Третье освоило нишу производителя металлоконструкций из нержавеющей стали.
Само собой, проблем сейчас стало больше и с финансированием, и с платежами, и со многим другим, но крупных банкротств еще не было. Значит, все работают, все держатся и надеются пережить трудные времена.
Правда, скоро они не закончатся и быстро не пройдут. Простые решения, как показывает, в частности, американский опыт, наоборот, все только усложняют. А сложные решения требуют времени.
Другие материалы о российском и мировом рынке стали читайте в разделе «Аналитика».
Приглашаем всех принять участие в выставках «Металлоконструкции 2025» и «Металлургия. Литмаш» и конференциях в 2025 г. Очередные конференции состоятся 24-25 апреля в Ташкенте, где в 5-й раз соберется конференция «Рынок металлов Центральной Азии и Закавказья», и 22-23 мая в Екатеринбурге, где запланирована конференция «Стальные трубы: производство и региональный сбыт».